Выезд и следование к месту пожара

Главное для пожарных — как можно скорее добраться до места пожара и эффективно ликвидировать зоны горения. Для этого у бригад есть четкий план действий: как принять сигнал о возгорании, собрать личный состав, доехать на спецавтомобиле максимально быстро по кратчайшему пути, соблюдая ПДД. О том, как действуют огнеборцы на каждом из этапов — читайте далее.

От сигнала до выезда из гаража

Выезд бригады к месту пожара.

Когда к дежурному поступает сигнал тревоги, он оповещает сотрудников пожарной части, чтобы личный состав собрался в обмундировании в гараже. Дежурный выдает путевку с адресом и карточку пожара с планом действий старшему командиру. Ее нужно изучить в пути, отметить места, где расположены источники воды.

Командир обязан проверить боеготовность личного состава и дать команду для погрузки в машину. Он же садится первым и держит связь с руководством на протяжение выезда.

Бригада выезжает в составе нескольких машин, все должны идти по одному маршруту и приехать на место в одно время. По разным маршрутам спецтранспорт передвигается только после распоряжения начальника караула. Также если продуманы пути подъезда.

ВАЖНО! Даже если пожар потушен без участия бригад, они обязаны прибыть на место, если другого приказа не дал начальник гарнизона или оперативный диспетчер.

Есть и другие нюансы при следовании пожарной колонны.

  • по пути обнаружено второе возгорание по иному адресу — командир выделяет часть сил, чтобы ликвидировать и его, сообщив о ситуации дежурному;
  • один из автомобилей сломался в дороге — остальные продолжат путь, но обязательно с командиром;
  • весь транспорт сломался — начальник должен найти варианты доставить бригаду к месту происшествия с инвентарем (в том числе пешком);
  • машины доставляют по железнодорожным путям или по воде — транспорт надежно закрепляют на платформах. На них выставляют постового, либо в транспорте остаются водители;
  • зимой воду из системы охлаждения транспорта и цистерн сливают.

Безопасность личного состава на выезде

Выезд расчета к месту пожара.

Правила перемещения колоны строги. В первую очередь они касаются водителя.

  • только он отвечает лично за безопасное движение машины;
  • сигнализация включается сразу после выезда из гаража;
  • водитель пользуется приоритетом на дороге, только если пожарный транспорт пропустили другие участники движения.

Для личного состава также существуют запреты при движении. Им нельзя:

  • оставлять машину без приказа командира;
  • открывать двери или окна, высовываться из них при движении транспорта;
  • находиться на подножках в пути;
  • курить или использовать огонь.

Как рассчитать время

Бригада едет к месту пожара.

Нормативов, по которым обосновывается время следования бригады нет. Однако есть математическая формула, с помощью которой рассчитывают эти показатели:

Тсл=L/Vсл.

L – длина маршрута от гаража до места пожара. По сути – кратчайший путь.

Vсл – средняя скорость всей колонны на маршруте. На нее влияют различные факторы: утренние и вечерние часы-пик, покрытие дорог. Именно поэтому Vсл можно рассчитать с помощью нескольких коэффициентов.

Vсл= Vmax x C1 x C2

Vmax – максимальная скорость, обычно в пределах 25-45 км/ч;

С1 – коэффициент, контролирующий состояние дорожного полотна, обычно от 0,36 до 0,4;

С2 – этот коэффициент определяет тепловую составляющую мотора пожарной машины во время работы. Летом он равен 0,8, в зимнее время — 0,9.

Способы уменьшить ущерб от пожара

Расчет готовится к выезду к месту пожара.

Насколько быстро бригада прибудет на место, зависит от того, когда передали сигнал. Лучше всего с задачей справляется система пожарной сигнализации, это сокращает время ожидания специалистов, к тому же на начальной стадии пожар проще потушить, нужно меньше ресурсов и сил. Если о возгорании сообщили люди, уже увидев дым или огонь, процесс пойдет медленней.

Для каждого вызова нужно учитывать и ситуативные факторы. Например, кратчайший путь может быть заблокирован (ремонт дороги, пробка, типичная для этого времени дня). Тогда транспорт лучше пустить в объезд или по окраине.

Однако есть общие правила расположения пожарных гарнизонов. Прописаны они в Федеральном законе «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ФЗ-123. Согласно 76 пункту 17 главы, пожарные подразделения должны дислоцироваться так, чтобы спецтранспорт мог в короткие сроки доехать до точки возникновения происшествия. В городе прибыть на место пожарные должны максимум за 10 минут, в сельской местности потратить на дорогу до 20 минут.

Чтобы сократить время при выезде на пожар, предложены следующие способы:

  • установка систем оповещения на объектах различного назначения;
  • улучшение пожарной техники, машин и их характеристик;
  • организация службы дозора;
  • работа с населением по противопожарной безопасности;
  • обучение работников других сфер правилам пожарной безопасности.

Что пожарным нужно знать о пожаре

Эффективность работы пожарных зависит не только от работы самих бригад и скорости их прибытия. Важно то, что указано в карточке пожара, чтобы командир мог представить ситуацию в деталях и имел четкий план, когда прибудет на место.

Да, обстановка при пожаре изменчива и может стать другой за пару минут. Потому до прибытия основных сил огнеборцев нужно организовать своевременную разведку на месте, чтобы как можно более часто доводить до диспетчера актуальные данные. Этот процесс нужно поддерживать и присылать данные на пульт управления вплоть до момента ликвидации пожара.

К тому же информация должна быть достоверной. Потому ее собирают из разных источников, анализируют, только после передают подразделениям. Задача разведчиков — обнаружить то, что поможет ликвидировать пожар скорее.

Заключение

Для успешной работы пожарных бригад необходимо точное знание техники безопасности для каждого из сотрудников личного состава. Соблюдение условий охраны труда, сплоченность личного состава, информированность командира и мастерство водителя и являются составными частями эффективности пожарных частей.